Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

 

Кузнецова Н.М., учитель биологии
МОУ Первомайской  СОШ Первомайского МР
Ярославской области

 

"Я – учитель"

 

«Все профессии в мире – от людей, и только три – от богов.
Судья, педагог и врач – получают свой дар свыше». 
Сократ

 

  Мама видела меня врачом, отец – юристом, я грезила о театре, и только старенькая бабушка мечтала, что бы я стала педагогом. 
Я – школьная активистка, председатель совета отряда, глава ученического комитета школы, редактор школьной газеты, запевала в школьном хоре, солистка хореографического ансамбля. Круг интересов обширен – выбор велик!  Кем быть? Рано или поздно этим вопросом задается каждый человек. Самые важные решения, определяющие жизненный путь, мы принимаем в юности. Расставляем приоритеты и выбираем самое главное и на всю жизнь. Наступил и для меня момент непростого выбора. Я еду поступать. Конечно, в театральный! И поступаю…в педагогический?! 
  Что это – блажь, наваждение, стечение обстоятельств? 
  Уже учась в институте, думала – временно. Никто из моих подруг, знакомых, а прежде всего я сама,  не верили, что пойду работать в школу. 
А пришла, и школьная жизнь необыкновенная, захватывающая просто поглотила меня! Я полюбила здесь всё. Но полюбила как-то по-другому, по-новому. Звенящую тишину урока и весёлый гвалт перемен, напряженную атмосферу экзаменов и весёлую суету праздников, примерных отличников и шалунов - двоечников. Теперь, спустя 25 лет, всё отчетливее понимаю: всё не случайно. Школьный учитель – это и есть моё предназначение, моя судьба!
  Мне повезло, я встретила прекрасных людей, которые вместе со мной пошли по жизни. Прежде всего, это бывший директор школы Разживина Валентина Николаевна и учитель биологии, мой наставник и советчик – Теплякова Людмила Сергеевна, которые всю себя до последнего отдавали своей школе, ученикам, являлась яркими представителями самой благородной профессии на Земле.  Именно благородной, ведь учитель, какой бы предмет он ни преподавал, должен быть примером для своих воспитанников, учить их думать и понимать, двигаться вперед, развивая творческие способности, любить, чувствовать, сопереживать.
  Самое ценное, чему они научили меня – не бояться учиться, постоянно работать над собой, не бояться экспериментировать, выносить уроки даже из собственных ошибок и неудач, не бояться перемен. 
  А в нашей системе образования постоянно происходят преобразования. Меняются содержание и способы добывания знаний учениками. Новые программы и пособия, современное оборудование и инновационные технологии – всё это часть новой школы. И учитель должен меняться, соответствовать времени. Я придерживаюсь мнения Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра». Поэтому, постоянное самообразование и самосовершенствование, каждый день – поиск нового, интересного, необыкновенного даже в обыкновенном.. А как иначе? «Упражнения рождают мастерство», – сказал Тацит.
  Я работала по разным программам, но остановила свой выбор на авторской программе и УМК Н.И. Сонина. На мой взгляд, на сегодняшний день, это  единственный, УМК по биологии, подкреплённый большим количеством методических и дидактических материалов, как для учителя, так и для обучающихся. Отличаясь высокой научностью материала в сочетании с доступностью изложения, УМК дает прекрасную возможность учитывать разные способности детей и выстраивать индивидуальные траектории при изучении материала.  Начальное звено в нашей школе обучается по системе Л.А. Занкова, и именно программа Н.И. Сонина является ее логичным  продолжением для изучения биологии.  Кроме того, этот  УМК позволяет  реализовать деятельностный подход, способствуя формированию у учащихся навыков самостоятельно мыслить, работать с источниками информации, добывать знания и применять их на практике. Даёт возможность применения различных форм, методов и приемов, образовательных технологий, в том числе моих любимых: технологии КСО (коллективные средства обучения), РКМЧП, Проектного обучения и ИКТ.
  Для меня всегда было важно пробудить интерес ребят к своему предмету, зажечь в каждом ребенке жажду знаний и стремление к активному умственному труду. А как этого добиться?
Считаю, что начинать надо с себя. Я согласна со Стендалем, который сказал: «Единственное средство иметь успех – стараться быть самим собой». И выстраиваю отношения с воспитанниками на основе открытости, доверия, взаимного уважения. Искренность, доброта, эмоциональность, немного юмора, и в ответ улыбки детей, отзывчивость и понимание. Безусловно, учитель должен глубоко знать свой предмет, его нюансы, а значит, постоянно повышать свой профессиональный уровень. И конечно, привлекать детей к участию в олимпиадах, конкурсах, творческой внеурочной деятельности. 
  Урок – активное и творческое познание, во время которого дети открывают для себя удивительный мир знаний и духовных ценностей. Погружаясь в его атмосферу, забываешь обо всем, что находится за пределами кабинета. Приятно видеть, как загораются глаза детей. Масса вопросов, иногда таких, что и я не могу сразу однозначно ответить. Но ведь и Сенека говорил, что «я знаю, что ничего не знаю». И вновь – поиск! И мы вместе пытаемся отыскать ответы, дойти до самой сути, до истины. Пусть не всё и не у всех сразу получается, но я знаю, что они стараются, движутся вперед с завидным упорством, преодолевая препятствия. Это ли не счастье – дать каждому ученику возможность пережить радость успеха, достижения. И вместе с ними осознать Наши возможности, поверить в себя!
  Ш. А. Амонашвили утверждал: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами». Поэтому, каждый урок, должен быть пусть маленьким, но открытием! А процесс овладения знаниями должен проходить в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, совместного творчества учителя и учащихся. Каждый урок должен быть неповторимым, ярким и запоминающимся.  
  За годы работы, пришла к убеждению, что залог успеха – тесная связь учебной и внеурочной деятельности школьников. Я согласна с В.А. Сухомлинским, который писал: «Замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков. Где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков». Внеклассная работа по предмету позволяет значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Повышаются учебная мотивация и интерес к предмету, что влечёт за собой хорошие учебные результаты и показатели ЕГЭ по биологии.  Формируются  индивидуальные образовательные траектории, программы жизнедеятельности и выбора профессии, связанные с биологией. 
  Организация кружков по природоохранной деятельности даёт  возможность  пробудить у подрастающего поколения интерес ко всему живому, бережное отношение и любовь к родной природе, своей малой родине. Я руководитель кружка «Юные друзья природы». С каким азартом ребята организуют природоохранные акции по очистке парка – памятника природы, берегов реки, улиц от мусора, выявляют  несанкционированные свалки, участвуют в рейдах по оценке состояния дворов, делают фотографии. Ведь по результатам их работы ежегодно на празднике села определяются победители в номинациях: «Лучшее подворье», «Самая чистая улица».  А это показатель признания их деятельности общественностью. «К нам прислушиваются, нас уважают»,  –  стимул действовать  дальше!
  Я не только учитель биологии – я еще и классный руководитель 5 класса. Мне оказано неоценимое доверие – воспитать Человека. 
  Вот они – мои дети, такие разные и в чём-то похожие, бегут навстречу: «У нас сегодня все в классе! Мы цветочки полили! Репетировать песни будем?», улыбаются… Как же подобрать к детским сердечкам тот заветный  ключик, открывающий двери доверия и любви?!
  Искусство воспитания – одно из самых древних и сложных – начинается с удивительно простого: принять и полюбить ученика таким, какой он есть. Поэтому к особенностям их развития я стараюсь  подходить внимательно и тактично. Как у В.А. Сухомлинского «У каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики, надо только отыскать их, затронуть. Чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном». К каждому из них я стараюсь относиться как к собственному ребенку, выявлять заложенные в них самые лучшие качества, поощрять детей, чтобы они получали радость от нашего общения. Каждый из моих учеников – Личность, со своим мироощущением, миропониманием, чувством собственного достоинства. Приходя каждый день в школу и видя устремленные на меня глаза, понимаю, что они ждут от меня не только и не столько знаний, сколько заботы, внимания, поддержки, ласки, простого человеческого тепла. И моя главная задача – утвердить в каждом веру в себя, в свои силы, в свои возможности, свою успешность, чтоб «зазвенели колокольчики».
  Большую помощь мне оказывают родители учеников. Многие учителя сетуют, жалуются на родителей. «Не приходят, не поддерживают, не участвуют…» Я же считаю, что надо самому учителю быть активным, привлекать родителей к решению важных для класса вопросов. Я советуюсь с ними по вопросам воспитания, ибо кто, как не родители больше заинтересован в успешности детей. Мы вместе выстраиваем работу в классе, проводим конкурсы, огоньки, готовим номера художественной самодеятельности к праздничным концертам. Это мои верные помощники и единомышленниками. Конечно, это дополнительная нагрузка на и без того занятого учителя, но результат того стоит. Когда я вместе с моими детьми и родителями проживаю моменты взлета, вижу их радостные улыбки, ощущаю их желание работать, я понимаю, что всё не зря. Это наши общие радости, общие успехи. Наши дети – наше продолжение.
  И еще, я все время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе. Стараюсь создавать в классе обстановку, позволяющую им познать себя, самоопределиться и по возможности самореализоваться. 
А по-другому никак!  
Я благодарна судьбе... Я - здесь, я востребована, я -Живу! Школьная жизнь бурлит, вовлекает в водоворот событий, открытий, эмоций, выжимает последние  соки… Но, как сказал Гораций: «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и препятствий». Каждый раз когда, казалось бы, уже не остается сил, я возрождаюсь с моими детьми, потому что знаю: Я нужна им, а они нужны мне!  И, будто открывается второе дыхание. Ведь только дети умеют так бескорыстно любить, окрыляя своей любовью, вдохновляя и вселяя уверенность. 
    «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет», – говорил К.Д. Ушинский. Я свой выбор сделала. И пусть жизнь моя полна напряжения, тревог и бессонных ночей. Но в ней  столько радости! А главное – Счастья! От общения с детьми и коллегами, от постоянного движения вперед, совместного творчества в мире, исполненном надежд, веры в светлые стороны бытия, радости открытий.

 

Мысли Великих 

"О природе и не только..."

 

Все идеи в науке родились в драматическом конфликте между реальностью и нашими попытками ее понять.

Альберт Эйнштейн

 

В природе ничто не пропадает, кроме самой природы.

Андрей Крыжановский

 

Самое прекрасное в природе - отсутствие человека.

Блисс Карман

 

Розы прививают любовь к природе, а шипы - уважение.

Антон Лигов

 

В необходимом - единение, в сомнительном - свобода, во всем - любовь.

Аврелий Августин

 

 

Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам.

А.И. Герцен